Virgin Australia забраковала авиационного консультанта №1 в мире

Авиаперелеты на мероприятия и события

Virgin Australia Holdings продолжает искать внутренние кадровые резервы, разочаровавшись во внешних, и продвигает на менеджерские позиции первую в истории австралийской авиации женщину-руководителя.

Перестановки начались с увольнением с поста генерального директора Virgin Australia Airlines (VA) приглашённого специалиста с мировым именем.

Действующие лица

Джон Томас (John Thomas), отраслевой эксперт, помогавший своими советами авиакомпаниям США сокращать расходы и объединяться в альянсы. Он возглавлял авиационное подразделение L.E.K. Consulting — одной из самых известных консалтинговых компаний в мире. И среди его достижений — воплощённые в жизнь рекомендации полносервисным американским перевозчикам ввести дополнительную плату за багаж пассажиров, перевозка которого до кризиса 2008 года включалась в базовый тариф по умолчанию.

Джон Боргетти (John Borghetti), один из самых известных австралийских авиаторов: бывший до 2010 года генеральным директором национального перевозчика Qantas (QF), а с 2010 года стоящий у руля второго в Австралии авиационного холдинга Virgin Australia. Желая освободить своё время для экспансии в Юго-Восточную Азию и плотнее заняться альянсом с китайской группой HNA Aviation, он решил для поста руководителя основного подразделения группы — Virgin Australia Airlines — найти себе замену.

Боргетти остановил свой выбор на самом именитом в мире профильном консультанте.


Джон Томас (John Thomas)


Джон Боргетти (John Borghetti)

Год реформ

В сентябре 2016 года Томас возглавил авиакомпанию Virgin Australia и получил в своё распоряжение воздушные и наземные операции, маршрутную сеть и продажи, руководство экипажами и сервисным подразделением, маркетинг и сопутствующий функционал. И почти сразу начал менеджерские перестановки. Своих мест лишились операционный директор Гэри Хэммс (Gary Hammes), коммерческий директор Джудит Кромптон (Judith Crompton) и директор по работе с клиентами Марк Хасселл (Mark Hassell).

Под руководством нового гендиректора обновилась тарифная линейка, открылся Wi-Fi доступ в интернет на борту Boeing 737-800 (основы флота), появилось предложение Economy X — за дополнительную плату кресла с увеличенным пространством для ног, гарантированное место на багажной полке и приоритетные досмотр в аэропорту и посадка.

Читайте также  HK Express

Курируемые Боргетти направления развивались — открылся прямой рейс из Мельбурна в Гонконг, — а остальные сворачивались: планируемый выход на линию из Перта в Абу-Даби отменился, были свёрнуты региональные операции в штате Квинсленд. Из парка вывели все 18 реактивных Embraer 190AR и 6 из 14 турбовинтовых ATR 72-600.

4 июня 2017 года Джон Томас на ежегодной конференции IATA в мексиканском Канкуне заявил, что положительные последствия его жёстких мер будут видны уже через год — и финансовые аналитики с радостью ему поверили: S&P оставил корпоративный рейтинг на уровне B+, подняв прогноз с «негативного» до «стабильного».

Пять лет убытков

В июле 2017 года холдинг опубликовал годовую статистику — его финансовый год заканчивается 30 июня.

При том, что почти по всему миру перевозчики показывали рекордные цифры и говорили об одном из самых удачных периодов в истории отрасли, группа Virgin Australia погрузилась в застой. Небольшое сокращение предложения, лёгкий рост коэффициента заполняемости кресел и на 1,9% больше перевезённых пассажиров — но при этом чистый убыток в 185,8 миллионов австралийских долларов.

Будучи частной компанией, холдинг, тем не менее, убыточен хронически.

Единственный в декаде прибыльный финансовый год закончился 30 июня 2012-го — после вычета налогов осталось 22,8 миллиона долларов. Под руководством Джона Томаса потери к предыдущему периоду даже сократились — на 17,3%, с 224,7 миллионов. Но, видимо, не таких показателей совет директоров ожидал от «лучшего в мире консультанта».

По результатам годового отчёта нового руководителя пригласили на выход: он проработал всего десять месяцев.

Бизнес авиация


Основа флота авиакомпании Virgin Australia — 176-местные самолёты Boeing 737-800 — в 2017 году получили Wi-Fi доступ в интернет


А от 98-местных Embraer 190AR авиакомпания полностью избавилась — их было 18 единиц

Читайте также  Над Индийским океаном складывается картель

Цейтнот

После многолетнего акционерного конфликта в 2010 году в Virgin Australia (тогда компания называлась Virgin Blue) был приглашён Джон Боргетти со своей менеджерской командой — создавать из посредственного лоукостера, запущенного и удачно проданного почти сразу после старта Ричардом Брэнсоном, большую полносервисную компанию, серьёзного конкурента национальному монополисту Qantas.

Выстроить маршрутную сеть внутри страны у него получилось. Но особенности географического положения Австралии и основных потоков трафика таковы, что для успеха необходимо выходить на дальние маршруты — в Юго-Восточную Азию, США и Европу. Здесь потребуются огромные инвестиции, другие компетенции и маркетинг мирового масштаба.

В партнёры был выбран агрессивно растущий по всему миру китайский холдинг HNA. Возможно, с учётом его последних финансовых проблем, это решение Боргетти тоже было не идеальным, но в середине 2010-х годов такой шаг выглядел вполне логичным и оправданным.

Virgin Australia перешагнула через Тихий океан давно: пять широкофюзеляжных Boeing 777-300ER возят её пассажиров в Лос-Анджелес с самого начала 2012 года. Но на этом всё — годы идут, качественных изменений нет, убытки копятся. Австралийские бизнес-издания раскручивают слухи, что акционеры не довольны ситуацией, более того — сам Боргетти устал и хочет покинуть компанию или хотя бы перейти на другой уровень, наконец отстранившись от оперативного управления и заняться «чистой» стратегией.

  HNA Group распродаёт швейцарские активы

Импортзамещение

После неудачи с мировыми «звёздами», в поисках достойной замены Джон Боргетти обратился к собственным ресурсам.

Во главе Virgin Australia Airlines был поставлен Роб Шарп (Rob Sharp). Его послужной список: 15 лет в Qantas, почти все — под началом Боргетти, — а с 2013 года — руководство Tigerair Australia (TT), низкобюджетным подразделением Virgin Australia Holdings.

На освободившееся место во главе лоукостера подняли бывшего руководителя лётной команды Qantas, а позже — операционного директора Tigerair Australia Питера Уилсона (Peter Wilson). Но здесь снова промах: его работой тоже остались недовольны.

Читайте также  ОАК и S7 формализовали договор

Время играет против топ-менеджера Virgin Australia Holdings. Отказавшись от приглашённых специалистов, он не может — холдинг не приносит прибыли — ждать профессионального роста «доморощенных». Видимо, если результат не выдающийся, шансов у новоиспечённых директоров группы нет.

Посмотрев на работу Уилсона чуть более года, Боргетти избавляется от пилота и ставит ему на замену юриста: Меррен МакАртур (Merren McArthur), работавшую заместителем солиситора штата Западная Австралия. Она пришла в Virgin Australia в 2008 году генеральным юрисконсультом, но вскоре возглавила региональное подразделение Virgin Australia Regional, а за ним и Virgin Australia Cargo, став первой женщиной, назначенной руководителем австралийской авиакомпании.

7 мая 2018 года она официально станет гендиректором Tigerair Australia.


Роб Шарп (Rob Sharp), генеральный директор Virgin Australia Airlines и один из вероятных преемников Джона Боргетти


Меррен МакАртур (Merren McArthur), с мая 2018 года — генеральный директор Tigerair Australia и вероятный преемник и правая рука Джона Боргетти, если Роб Шарп покажет себя не с лучшей стороны

 

Ещё на эту тему

Virgin Australia нашла нового генерального менеджера
Virgin Australia Holdings выбрал преемника Джону Боргетти (John Borghetti), который покинет пост генерального директора конгломерата 25 марта текущего года. Им стал кандидат извне, хотя длительное время топ-менеджеры подразделений — Роб Шарп (Rob Sha…

Qantas перекупает партнёра своего конкурента
Qantas (QF) приобрела 19,9% акций австралийской чартерной авиакомпании Alliance Airlines (QQ), ударив по позициям своего главного конкурента Virgin Australia (VA), имеющего давние партнёрские отношения с Alliance.

1-го февраля национальный перевоз…