Superjet: сабли на концах крыла ради Лондон Сити

Авиаперелеты на мероприятия и события

Компания Sukhoi Civil Aircraft Co. (SCAC; Гражданские самолёты Сухого, ГСС) в течение третьей декады декабря испытывает Superjet 100 с новой конфигурацией крыла.

Специальные саблевидные законцовки (кромки дугообразно загнуты назад, передняя длиннее задней — как у кривого клинка сабли), названные по-английски Saberlets, были разработаны ГСС и Центральным аэрогидродинамическим институтом России (ЦАГИ).

Первый полёт состоялся 21 декабря в аэропорту Жуковский, где и базируется ЦАГИ.

Зачем крылу крылышки

Первое: чтобы сократить длину разбега. Это важно при так называемых Hot & High Operations — работе в высокогорных условиях или при высокой температуре воздуха, — когда нет возможности соорудить достаточно длинную полосу.

High — в горах — из-за рельефа.

Hot — в жару — обычно, из-за городской застройки или на островах, где делать насыпь для аэродрома слишком дорого.

Самая важная фаза взлёта наступает непосредственно после отрыва, на так называемой безопасной скорости, или V2. Самолёт должен быть способен сохранять уклон подъёма 2,4% в режиме работы при одном отключённом двигателе (One Engine Inoperative, OEI). Этот параметр зависит от тяги силовой установки и лобового сопротивления самолёта, которое складывается из индуцированного и паразитного.

Чтобы уменьшить паразитное сопротивление (которое можно охарактеризовать как сопротивление воздуха, обусловленное размером авиалайнера), потребуются значительные конструкционные изменения, причём серьёзные затраты на редизайн будут давать относительно небольшой выигрыш в характеристиках.

А чтобы уменьшить индуцированное (зависящее от массы воздушного судна и эффективного размаха крыла), достаточно увеличить последний параметр, стараясь не очень заметно менять первый.

Эффективный размах крыла — это длина кромки, обтекаемой встречным воздухом. Удлинять её можно без увеличения расстояния между концами крыла: просто добавить вертикальные элементы. И их не требуется делать особенно прочными: они не участвуют в распределении нагрузки на крыло. Поэтому масса этих «надстроек» по сравнению с основной конструкцией ничтожна, а само крепление не требует внесения серьёзных изменений в ключевые компоненты.

Законцовки увеличивают эффективный размах крыла, чем уменьшают индуцированное и в целом лобовое сопротивление всего самолёта, что позволяет авиалайнеру сохранять нужный угол подъёма при неизменной мощности двигателя на меньшей скорости. А значит, в итоге его разгон короче — чего и требовалось достичь.

Второе: экономия топлива в длительном полёте.

Здесь действуют те же принципы: удлинённая кромка снижает сопротивление всей конструкции. Но крейсерская скорость уже достигнута, поэтому — так как её стало легче поддерживать — можно уменьшить мощность двигателей. Следствием будет экономия топлива и, как это принято подавать для западного потребителя, снижение выбросов углекислого газа.

Читайте также  Embraer уложился в планы поставок


Sukhoi Superjet 100, опытный образец с законцовками крыла (Saberlets) в аэропорту Жуковский (ZIA)

Насколько улучшится Superjet

Saberlets позволят сократить расход топлива на 3% при измерении на стандартном маршруте для ближнемагистрального самолёта — 800 морских миль (1 480 километров) с учётом взлёта, набора высоты, снижения и посадки.

Sukhoi Superjet 100 с двигателем SaM146-1S17 сейчас тратит около 1 800 килограммов за час полёта. Сможет тратить 1 746.

Насколько укоротится разбег (сейчас это номинально 1 770 метров на уровне моря с максимальной взлётной массой), покажут испытания.


Первый полёт с законцовками крыла 21 декабря 2017 года

Почему всё происходит именно сейчас

Улучшение показателей — это, конечно, всегда полезно для продаж. Особенно в части расхода топлива, что актуально для каждого перевозчика.

Законцовки могут быть (и наверняка будут) установлены на уже эксплуатируемые самолёты. Это повысит удовлетворённость пользователей и стимулирует их потратить ещё немного денег в пользу производителя — хотя бы и на небольшой апгрейд.

Но более важным сегодня выглядит короткий разгон, и дело — в аэропорту Лондон Сити (LCY).

У него одна взлётно-посадочная полоса. На высоте шести метров над уровнем моря, покрытая асфальтом.

Там не жарко.

Но длина её — всего 1 508 метров, а вокруг — лондонский Ньюэм и богатые обитатели делового центра, которых очень важно перевозить по всему острову и континенту практически от дверей их офисов, дабы миновать уличное движение и не пользоваться общественным транспортом. На этот трафик нацелено несколько европейских авиакомпаний, и среди них — ключевой клиент Гражданских самолётов Сухого.

Ирландская CityJet (WX) соперничает на линии из Сити в Дублин (DUB) с BA CityFlyer (CJ), региональным подразделением британского национального перевозчика British Airways (BA). Пока параллельно Embraer 190 у BA CityFlyer работают старые BAe Avro RJ85 у ирландцев — и их уже пора менять. Подвести своего пока единственного европейского клиента ГСС никак не может.

Весь конец года опытный Суперджет с законцовками крыла будет взлетать и садиться на фоне Канэри-Уорф, чтобы доказать, что полутора километров достаточно для безопасной работы модели при номинальной нагрузке. Получить сертификат и войти в число самолётов, допущенных в один из самых «элитных» мировых аэропортов.


Embraer 190 авиакомпании BA CityFlyer готовится ко взлёту из аэропорта Лондон Сити (LCY) на фоне зданий квартала Кенэри-Уорф (Canary Wharf)

 

Winglets, Saberlets и Sharklets, имя которым wingtips

Впервые законцовки на массовом продукте были применены на самолётах Airbus A320 в конце 1980-х годов, производились самим авиастроителем и специального названия не имели: как правило, в описании они фигурировали под именем wingtips. Этот термин прижился в технической документации и стал единым для всех моделей.

Читайте также  Airbus Corporate Jets начитает производство корпоративной версии A330neo

Бизнес авиация

Но правила маркетинга требуют яркости и индивидуальности.

Второй вариант законцовок для A320 был разработан на стороне — компанией Winglet Technology из Уичиты, штат Канзас. Собственную модель она назвала Winglets, и так как ставила её на одни из самых популярных в мире самолётов, в нулевые годы имя стало нарицательным.

Но не настолько, чтобы его можно было использовать всем подряд и бесплатно.

Поэтому многочисленные последователи стали использовать новый термин — Sharklets (от английского shark — акула).

В свою очередь, ЦАГИ и ГСС проявили фантазию и выбрали собственный вариант — Saberlets. Чем подчеркнули оригинальность продукта при преемственности общих «исторических» задач и направления их решений.

Сертификация ожидается в наступающем году, коммерческая эксплуатация самолётов с Saberlets должна начаться в 2019-м.

Александр Рубцов, президент Гражданских самолётов Сухого, пообещал авиакомпаниям экономию до 5 миллионов рублей в год на один Суперджет только за счёт этих законцовок.

  Шеф Interjet считает Superjet «печатным станком» несмотря на дополнительные техосмотры


Bombardier CS100 прошёл испытания в Лондон Сити и получил допуск: сейчас на маршрутах из Женевы и Цюриха вместо BAe Avro RJ100 их использует Swiss International Air Lines

 

Ещё на эту тему

Superjet утвердился в Таиланде
Соглашение о намерениях на поставку Sukhoi Superjet 100 в Таиланд, 28 февраля стало контрактом.

В Бангкоке представители продавца — Гражданских самолётов Сухого (ГСС) — и покупателя, стартапа Kom Airlines, оформили заказ на шесть самолётов номинал…

Будет ли нужен Superjet новому главе Interjet’а?
Interjet (4O), третий по величине перевозчик Мексики, поменял генерального директора.

Хосе Луис Гарса Альварес (Jose Luis Garza Alvarez), возглавлявший авиакомпанию с самого её запуска в 2005 году, перешёл в совет директоров.

Кресло главного ме…

Разумно ли Air Serbia заказывать Superjet’ы
Air Serbia (JU) ведёт переговоры со своим ключевым акционером, Etihad Airways (EY), о будущем собственного парка.

Причина — отказ Etihad от заказа на 10 новых самолётов Airbus A320neo, предназначавшихся для обновления флота национального перевозчи…

Superjet выполнил последний рейс для Brussels Airlines
Brussels Airlines (SN) с начала 2019 года поменяла своего подрядчика на слабо загруженных линиях внутри Европы.

Читайте также  easyJet закроет базу в Гамбурге летом 2018-го

Начиная с 7 января вместо ирландской CityJet (WX), предоставлявшей для работы четыре 98-местных российских Superjet 100-95B из своего п…

Американские регуляторы игнорируют запросы ГСС
Гражданские самолеты Сухого (ГСС) заявили, что попытки получить одобрение США на экспорт Superjet 100 в Иран не встретили никакого ответа от правительства США, несмотря на размещение запроса более года назад.

В соответствии с правилами американски…

Таиландский стартап возьмёт шесть Superjet’ов
Гражданские самолёты Сухого (ГСС) подписали трёхстороннее соглашение о намерениях на поставку шести Superjet 100 и их техническое обслуживание с таиландским стартапом Kom Airlines Company Limited и сервисной компанией WishV.

Самолёты в конфигураци…

Северсталь получила свой первый Superjet
26 декабря авиакомпания Северсталь (D2) получила свой первый SSJ100: самолёт с бортовым номером RA-89117 выполнил рейс из Центра доставки Гражданских самолётов Сухого (ГСС) в Жуковском в Череповец, аэропорт базирования пользователя.

Начать эксплуа…

Почему CityJet не может не отказаться от Superjet’ов
Первый зарубежный европейский пользователь Superjet 100, ирландская авиакомпания CityJet (WX), рассматривает возможность вывода модели из своего парка. Речь идёт о семи эксплуатируемых самолётах, восьми заказанных, престиже производителя и перспектив…

Российская ВСУ для Superjet’а получила европейский сертификат
Европейское агентстве по безопасности полётов (EASA) 12 декабря в Кёльне вручило НПП Аэросила свидетельство ETSO (European Technical Standard Order) на вспомогательную силовую установку (ВСУ) модели ТА18-100 — разработанный в России газотурбинный дви…

Почему Иран только обещает купить Superjet
Ирану требуются около 500 самолётов, и если российский производитель сможет провести сделку в условиях санкций США, то этими самолётами могут стать Sukhoi Superjet 100. Об этом в очередной раз заявили иранские официальные лица в интервью информагентс…

Superjet перестанет быть Сухим
Совет директоров Объединённой авиастроительной корпорация (ОАК) 27 ноября принял решение в рамках собственной реструктуризации передать акции ЗАО Гражданские самолёты Сухого (ГСС) из холдинга Сухой в корпорацию Иркут.

Сухой создал ГСС в 2000 году,…

Adria Airways арендует 15 Superjet’ов
Гражданские самолеты Сухого (ГСС) и Adria Airways (JP) подписали письмо о намерениях (Letter of Intent) на приобретение авиакомпанией 15 самолётов Sukhoi Superjet 100 и меморандум о взаимопонимании по созданию центра технического обслуживания и ремон…