Irkut MC-21

Авиаперелеты на мероприятия и события

Irkut MC-21 (Иркут МС-21, Магистральный самолёт XXI века) — двухдвигательный реактивный магистральный узкофюзеляжный самолёт, разрабатываемый ОКБ Иркут и ОКБ имени А. С. Яковлева (ОКБ Яковлева) Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Окончательная сборка происходит на Иркутском авиационном заводе.

Проект основан на не реализованном двухмоторном самолёте Як-242, являвшимся развитием трёхмоторного Як-42.

Официальный старт разработки: 2009 год, когда ОАК объявила о предварительных изысканиях с параметрами, близкими к характеристикам MC-21.

5 июня 2012 года Иркут и Pratt & Whitney подписали окончательное соглашение об опциональной установке на самолёт двигателей PW1400G.

30 октября 2012 года Объединенная двигателестроительная корпорация (United Engine Corp., UAC), подразделение государственной корпорации Ростех, представила проект двигателя ПД-14 на MC-21 для государственных заказчиков.

6 февраля 2014 года Иркутский авиазавод (подразделение ОКБ Иркут) начал сборку первых опытных образцов самолёта MC-21-300.

8 июня 2016 года состоялась первая презентация лётного образца в цехе Иркутского авиазавода.

Первый полёт: 28 мая 2017 года.


Хвостовая часть фюзеляжа Irkut MC-21-300 на сборочной площадке Иркутского авиазавода


Фюзеляж Irkut MC-21-300


Финальная сборка Irkut MC-21-300 на производственной площадке Иркутского авиазавода

Конструкция

MC-21 — низкоплан с консольным стреловидным крылом с композитной структурой и трёхколесным шасси, оснащённый двумя турбовентиляторными двигателями.

Он имеет стеклянную кабину, боковые ручки управления и дополнительный дисплей Head-up. Для увеличения комфорта пассажиров и ускорения из высадки и посадки имеет самый широкий салон среди всех современных конкурентов — 3,81 м.


Приборная панель MC-21-300


Кабина пилотов самолёта Irkut MC-21-300


Поперечное сечение фюзеляжа Irkut MC-21

Планер

Крыло и панели крыла производятся компанией АэроКомпозит (подразделение ОАК) из углепластика (Carbon Fiber Reinforced Plastic, CFRP) посредством специально разработанной вакуумной инфузии. Крыло с высоким соотношением сторон обладает надкритическим аэродинамичсеким профилем.

Читайте также  easyJet расширила Worldwide на Мальпенсу

Крыло по измерениям приближается к крылу Airbus A320, но имеет несколько большую площадь и больший угол стреловидности и, следовательно, увеличенную круизную скорость (M 0,8 вместо M 0,78 у A320). Отсутствие законцовок крыла (winglets) и большая площадь делают соотношение сторон ниже, чем у A320neo. Аэродинамика крыла рассчитана ЦАГИ.

Увеличение соотношения сторон допустимо благодаря применению относительно лёгкого углепластика против металлических сплавов у Airbus A320neo. Это оставляет больше свободы дизайнеру: масса с увеличением размаха остаётся приемлемо низкой, допустимы большие аэроупругие деформации по сравнению с классическим алюминиевым крылом.

Первоначальная конструкция включала ~ 33% композиционных материалов, увеличившись до 40… 45% с выбором углепластика для создания крыла.

MC-21 оснащён электродистанционной системой управления (Fly-By-Wire) с полной ответственностью и обладает горизонтальным и вертикальным хвостовым оперением меньшей площади и массы, чем Airbus A320neo.


Схема применения материалов в планере MC-21-300


Сравнительные размеры планера Irkut MC-21-200 (синий цвет) и Airbus A320

Бизнес авиация

Двигатели

Предлагаются опционально:

  • 2 силовые установки Pratt & Whitney семейства PW1000G — модель PW1400G, — или
  • 2 силовые установки ПД-14 компании Авиадвигатель (Aviadvigatel PD-14).

В качестве вспомогательной силовой установки используется Honeywell HGT750 APU — агрегат, специально разработанный для Irkut MC-21 и COMAC C919.


Pratt & Whitney PW1400G на крыле Irkut MC-21 во время первой презентации самолёта в Иркутске


Pratt & Whitney PW1400G для MC-21 на производственной площадке Иркутского авиазавода


Вспомогательная силовая установка Honeywell HGT750 APU, разработанная для установки на MC-21 и COMAC C919

Системы

Поставщики основного оборудования и систем MC-21:

  • производство и распределение электроэнергии — Hamilton Sundstrand, дочерняя компания United Technologies.
  • авионика — Авиаприбор-Холдинг, Rockwell Collins и его российский партнер Avionika, а также Honeywell, Thales и Elbit Systems. MC-21 станет первым российским авиалайнером с активными боковыми ручками управления, поставляемым UTC Aerospace Systems. Он имеет стеклянную кабину с дополнительным дисплеем Head-up. Система автоматического управления обеспечивает полный набор функций управления положением и движением самолёта, включая автоматическую посадку по категории IIIB.
  • исполнительные механизмы системы управления полётом — Goodrich AS, дочерняя компания United Technologies.
  • внутренняя отделка — Zodiac Aerospace и Авиастар СП.
  • системы водоснабжения и канализации — Zodiac Aerospace.
Читайте также  Red Wings и Нордавиа объединяют бизнес

 

Версии

Первая и базовая версия — MC-21-300, рассчитанная на 181 пассажира в стандартном салоне в одноклассной компоновке. Выпущена первой и проходит лётные испытания.

Укороченная версия MC-21-200 предусматривает рассадку 156 пассажиров.

Удлинённая версия MC-21-400 должна вместить 212 стандартных кресел, но её производство пока не утверждено окончательно.

Самая маленькая из запланированных версий, MC-21-100 на 132 кресла, оказалась замороженной ввиду вероятной и нежелательной для производителя конкуренции с другим его продуктом — самолётом Sukhoi Superjet 100.


Irkut MC-21-300 завершает премьерный полёт 28 мая 2017 года в Иркутске


Размерная схема самолётов семейства MC-21

Технические характеристики MC-21

MC-21-200 MC-21-300 MC-21-400 Экипаж 2 2 2 Бортпроводники Кресел в двух классах 132 163 178 Кресел, один класс 156 181 212 Кресел максимум 176 211 230 Длина, м 36,8 42,3 46,7 Высота, м 11,5 11,5 12,7 Размах крыла, м 35,9 35,9 36,8 Площадь крыла, кв. м Угол стреловидности, град Высота фюзеляжа, м Ширина фюзеляжа, м 4,06 4,06 4,06 Ширина салона, м 3,81 3,81 3,81 Объём грузового отсека, куб. м 31,1 48 70,1 Мин. время оборота, мин Кр. скорость, км/ч Макс. кр. скорость, км/ч Высота полёта, м Потолок, м Макс. взлётная масса, кг 72390 79250 87230 Макс. полезная нагрузка, кг 17560 22600 Разбег, м Двигатели, 2 шт PD-14A Pratt & Whitney PW1428G PD-14 Pratt & Whitney PW1431G PD-14M Тяга каждого, кН 123 123 137 137 153 Ср. расход топлива, кг/час Дальность полёта, км 6400 6400 6000 6000 5500 Уровень шума 4 4 4 4 4

Финансовая оценка проекта

данные Счётной палаты Российской Федерации, информация издания Коммерсантъ

Оценочная стоимость проекта самолёта MC-21 на старте, в 2008 году: 125 миллиардов рублей (здесь и далее цены на момент расчёта).

Читайте также  ОАК планирует безубыточность к 2025 году

Общая стоимость проекта по состоянию на 2017 год (затраты с 2008 по 2025 годы): 284 миллиарда рублей.

Общий бюджет производственного проекта по данным на 1 сентября 2018 года: 437,4 миллиардов рублей (в том числе потрачено 158,3 миллиарда).

  • В том числе бюджет на опытно-конструкторские работы: 181 миллиард рублей.
  • Переоборудование предприятий: 77 миллиардов рублей.

Доля финансирования из государственного бюджета (по состоянию на 1 сентября 2018 года): 73% при расчётных 60% в 2008 году.

Заказы на MC-21 по состоянию на декабрь 2017 года

Покупатель Пользователь Страна Дата поставки MC-21-200 MC-21-300 Опционы Итого ВЭБ-лизинг Россия 15 15 30 Авиакапитал-Сервис Aeroflot Россия 50 50 Ильюшин Финанс Ко Россия – 28 22 50 Ростех Россия 15 35 35 85 IrAero IrAero Россия – 10 10 20 UTair Россия – 10 – 10 Red Wings Airlines Россия – 10 – 10 ? Cairo Aviation Египет – 6 4 10 ? Azerbaijan Airlines Азербайджан – 10 – 10 ВСЕГО 189 15 86 275

Новости MC-21