
E-Jet — оригинальная разработка бразильского аэрокосмического конгломерата Embraer, семейство реактивных самолётов особо малого класса.
Тип силовых установок: реактивные, турбовентиляторные.
Тип фюзеляжа: узкий, с одним проходом между рядами кресел. Номинальная формула рядов эконом класса: 2+2.
Основная рыночная ниша: региональные перевозки высокой интенсивности на относительно длинных маршрутах.
Маркетинговое позиционирование: возможность предоставить пассажирам местных авиалиний большинство элементов комфорта путешествия на магистральном самолёте.
Официальное начало работы над проектом: концепт был представлен на Парижском авиашоу 14 июня 1999 года.
Стартовые заказчики:
- Régional Compagnie Aérienne Européenne (YS): контракт на 10 самолётов Embraer 170 плюс 5 в опционе,
- Crossair (LX): контракт на 30 самолётов Embraer 170 и 30 самолётов Embraer 190 (впоследствии аннулирован).
Первый полёт:
- Embraer 170 — 19 февраля 2002 года;
- Embraer 190 — 12 марта 2004 года;
- Embraer 195 — 7 декабря 2004 года.
Стартовый пользователь:
- Embraer 170 — LOT Polish Airlines (LO); со второй недели марта 2004 года;
- Embraer 190 — JetBlue (B6); с 2005 года;
- Embraer 195 — flybe (BE); с 22 сентября 2006 года.
Первый коммерческий рейс:
- 17 марта 2004 года из варшавского аэропорта имени Фредерика Шопена (WAW) в венский Швехат (VIE); Embraer 170 авиакомпании LOT Polish Airlines.
Конструкционное особенности
Семейство состоит из двух типовых групп для коммерческих авиалиний, а также бизнес-джетов Lineage 1000.
Меньшие модели Embraer 170 и Embraer 175 — основа модельного ряда. Оснащаются двигателями General Electric CF34-8E с максимальной взлётной тягой 64,5 кН.
Embraer 190 и Embraer 195 — самолёты с удлинённым фюзеляжем, что потребовало применения более мощных двигателей General Electric CF34-8E (тяга до 90,6 кН), более длинного крыла, увеличенных горизонтальных стабилизаторов и основных шасси.
В целом представители семейства имеют около 89% одинаковых узлов и деталей, а внутри типовых групп единообразие доходит до 95%.
Все самолёты оборудуются EFIS (Electronic Flight Instrument System, электронная система пилотажных приборов) модели Honeywell Primus Epic.
Рыночное позиционирование
Короткие модели Embraer 170/175 рассчитаны на рыночную нишу региональных машин вместимостью от 60 до 90 кресел, где успешно конкурировали с BAe 146-100, Avro RJ70, Bombardier CRJ700/CRJ900 и Fokker 70. Однако с ростом цен на авиационное топливо стали проигрывать более медленным, но гораздо более экономичным турбовинтовым самолётам ATR 72-600 и Bombardier Q400.
Длинные Embraer 190/195 вышли в нишу региональных самолётов вместимостью от 90 до 130 кресел, где стали самыми успешными моделями, потеснив BAe 146-200/-300, Avro RJ85/RJ100, Bombardier CRJ1000, Fokker 100, более поздний Sukhoi Superjet 100 и даже китайский COMAC ARJ21 на его домашнем рынке.
Главные пользователи Embraer 170
Republic Airline
Работает на рынке США на региональных маршрутах American Airlines, Delta Air Lines и United Airlines.
Оперирует флотом из 40 самолётов Embraer 170.
Фото в аэропорту Майами (MIA): Nicolas C. Kaemmerer, planespotters.net
J-Air
J-Air, региональное подразделение национального перевозчика Японии Japan Airlines, обладает третьим по величине парком Embraer 170STD — 17 единиц.
Фото в аэропорту Хакодате (HKD): B.Rokusuke, planespotters.net
S7 Airlines
После получения всех заказанных самолётов крупнейшая частная авиакомпания России станет оператором 17 единиц Embraer 170STD.
Фото в аэропорту Малаги (AGP): Manuel Fernandez, planespotters.net
HOP!
Региональные подразделения Air France под единым брендом HOP! используют 15 самолётов Embraer 170STD.
Фото в аэропорту Штутгарт Эхтердинген (STR): Marco Wolf, planespotters.net
Aeromexico Connect
В региональном подразделении мексиканской авиакомпании Aeromexico работают 15 самолётов Embraer 170STD/170LR.
Фото в аэропорту Мехико имени Бенито Хуареса (MEX): Said Vazquez Leyva, planespotters.net
LOT Polish Airlines
Национальный авиаперевозчик Польши, первый пользователь модели, эксплуатирует 6 самолётов Embraer 170STD
Главные пользователи Embraer 175
Republic Airline
Эта же авиакомпания — и крупнейший пользователь Embraer 175. В её парке их 113 единиц
SkyWest Airlines
Чуть позади лидера со 105 самолётами Embraer 175LR в парке авиакомпания SkyWest Airlines, работающая на региональных линиях American Airlines (American Eagle), Alaska Airlines, Delta Air Lines (Delta Connection), United Airlines (United Express).
Снимок в аэропорту Бойсе (BOI): Colin Moeser, planespotters.net
Mesa Airlines
Третий по размеру парк Embraer 175LR — у авиакомпании Mesa Airlines: 58 самолётов. Они работают на региональных линиях American Airlines (American Eagle) и United Airlines (United Express).
Снимок в аэропорту Торонто Лестер Б. Пирсон (YYZ): Akib A Rubaiyat, planespotters.net
Sky Regional Airlines
Канадская авиакомпания Sky Regional Airlines, работающая на региональных маршрутах национального перевозчика под брендом Air Canada Express, обладает пятым по величине в мире парком Embraer 175 (вариация 175LR)
Compass Airlines
На четвёртом месте — парк Compass Airlines из 56 самолётов Embraer 175LR. Авиакомпания работает как региональный перевозчик для American Airlines (American Eagle) и Delta Air Lines (Delta Connection)
Технические характеристики Embraer 170/Embraer 175
E170STD E170LR E170AR E175STD E175LR E175AR Экипаж 2 2 2 2 2 2 Бортпроводники 2 2 2 2 2 2 Кресел, стандарт 68 68 68 76 76 76 Кресел, максимум 80 80 80 88 88 88 Длина, м 29,90 29,90 29,90 31,68 31,68 31,68 Высота, м 9,85 9,85 9,85 9,85 9,85 9,85 Размах крыла, м 26,00 26,00 26,00 26,00 26,00 26,00 Площадь крыла, кв. м 72,72 72,72 72,72 72,72 72,72 72,72 Удлинение крыла 9,3 9,3 9,3 9,3 9,3 9,3 Ширина салона, м 2,74 2,74 2,74 2,74 2,74 2,74 Мин. время оборота, мин 30 30 30 30 30 30 Кр. скорость, км/ч 800 800 800 800 800 800 Макс. кр. скорость, км/ч 845 845 845 845 845 845 Потолок, м 12500 12500 12500 12500 12500 12500 Двигатели, 2 шт. General Electric CF34-8E General Electric CF34-8E General Electric CF34-8E General Electric CF34-8E General Electric CF34-8E General Electric CF34-8E Уровень шума 4 4 4 4 4 4 Макс. тяга, кН 64,50 64,50 64,50 64,50 64,50 64,50 Макс. взлётная масса, кг 35990 37200 38600 37500 38790 40370 Макс. полезная нагрузка, кг 9100 9100 9840 10080 10080 10360 Ср. расход топлива, кг/час 1660 1730 1770 1760 1840 1890 Разбег, м 1520 1530 1540 1530 1540 1550 Дальность полёта, км — максимальная 4835 4915 5000 4915 4915 4915 — с типичной нагрузкой 3465 3945 4035 3465 3835 3850 — с максимальной нагрузкой 2030 2665 2945 1835 2510 3055
Главные пользователи Embraer 190
jetBlue
Стартовый заказчик Embraer 190 (версия 190AR) остаётся и крупнейшим пользователем модели: в парке авиакомпании jetBlue 60 самолётов
Aeromexico Connect
Региональное подразделение мексиканской Aeromexico использует второй по величине флот Embraer 190 (модификации 190LR и 190AR) — 46 самолётов.
Фото в аэропорту Хьюстон Интерконтинентал имени Джорджа Буша (IAH): Flightline Aviation Media — Bruce Leibowitz, planespotters.net
Tianjin Airlines
Перевозчик китайской группы HNA Aviation оперирует парком в 34 самолёта Embraer 190LR.
Фото в шанхайском аэропорту Пудун (PVG); chiral, planespotters.net
KLM Cityhopper
Региональное крыло королевских авиалиний Нидерландов использует 30 самолётов Embraer 190STD.
Фото в аэропорту Дюссельдорфа (DUS): Andreas van den Berg, planespotters.net
Austral Líneas Aéreas
Парк Embraer 190AR авиакомпании Austral Líneas Aéreas, регионального подразделения национального перевозчика Аргентины Aerolíneas Argentinas, насчитывает 26 самолётов.
Фото в аэропорту Буэнос-Айреса Аэропарк Хорхе Ньюбери (AEP): Guille, planespotters.net
Технические характеристики Embraer 190/Embraer 195
E190STD E190LR E190AR E195STD E195LR E195AR Экипаж 2 2 2 2 2 2 Бортпроводники 3 3 3 3 3 3 Кресел, стандарт 100 100 100 104 104 104 Кресел, максимум 114 114 114 122 122 122 Длина, м 36,24 36,24 36,24 38,65 38,65 38,65 Высота, м 10,57 10,57 10,57 10,55 10,55 10,55 Размах крыла, м 28,72 28,72 28,72 28,72 28,72 28,72 Площадь крыла, кв. м 92,53 92,53 92,53 92,53 92,53 92,53 Удлинение крыла 8,91 8,91 8,91 8,91 8,91 8,91 Ширина салона, м 2,74 2,74 2,74 2,74 2,74 2,74 Мин. время оборота, мин 30 30 30 30 30 30 Кр. скорость, км/ч 830 830 830 830 830 830 Макс. кр. скорость, км/ч 845 845 845 845 845 845 Потолок, м 12500 12500 12500 12500 12500 12500 Двигатели, 2 шт. General Electric CF34-10E General Electric CF34-10E General Electric CF34-10E General Electric CF34-10E General Electric CF34-10E General Electric CF34-10E Уровень шума 4 4 4 4 4 4 Макс. тяга, кН 90,57 90,57 90,57 90,57 90,57 90,57 Макс. взлётная масса, кг 47790 50300 51800 48790 50790 52290 Макс. полезная нагрузка, кг 13080 13080 13080 13650 13650 13650 Ср. расход топлива, кг/час 1840 1890 1920 1940 2000 2030 Разбег, м 1600 1620 1630 1610 1630 1640 Дальность полёта, км — максимальная 5835 5835 5835 5195 5195 5195 — с типичной нагрузкой 3630 4315 4575 3075 3870 4370 — с максимальной нагрузкой 1890 2945 3335 1470 2220 2780