Embraer 190 авиакомпании Air Astana потерял управление в небе Португалии

Авиаперелеты на мероприятия и события

Два португальских военных самолёта сопровождали Embraer 190 авиакомпании Air Astana (KC) в воздушном пространстве своей страны, так как пилоты пассажирского авиалайнера зафиксировали серьёзные технические неполадки и готовились к посадке на воду.

Инцидент произошёл 11 ноября, первое сообщение о проблемах было передано в 13:32 по местному времени (Гринвичу).

Подробности

Embraer 190 прибыл на португальскую авиабазу Алверка 2 октября для прохождения планового ежегодного техобслуживания (С-check) в компании OGMA – Indústria Aeronáutica de Portugal. 11 ноября он перегонялся обратно через Минск в Алма-Ату.  На борту находились три пилота и три инженера, коммерческих пассажиров не было.

По данным португальской газеты Publico, вскоре после вылета экипаж запросил экстренную посадку, так как самолёт управлялся некорректно, и находящиеся на борту люди временами испытывали интенсивные перегрузки. Вероятным решением было приводнение в русле реки Тежу или в океане, в связи с чем для сопровождения рейса были подняты два истребителя F-16.

Мы просим разрешения приземлиться в воду, в воду! Самолёт неуправляемый!..

Цитата переговоров пилотов Air Astana и диспетчеров аэропорта Лиссабона

Несмотря на отсутствие предупреждений об отказах системы, экипаж принял решение активировать режим прямого управления рулями высоты, направления и интерцепторами. Это несколько нормализовало ситуацию и позволило дотянуть до малоиспользуемого аэродрома двойного назначения Бежа (BYJ) — бывшей немецкой военной базы.

Здесь для аварийного самолёта предполагалась наиболее длинная асфальтовая ВПП 19R в 3 450 метров, но выйти на её глиссаду не удалось. Тем не менее, с третьего захода приземление на более короткой ВПП 19L (2 951 метр) прошло относительно успешно.

Причины и последствия

Двоим из трёх пилотов (гражданам Казахстана и Соединённого Королевства) потребовалась кратковременная госпитализация с симптомами тревожного расстройства у одного и лёгкими ушибами у другого.

Читайте также:  Flybe хочет продаться Virgin Atlantic

Первичное же обследование воздушного судна показало, что самолёт испытал значительные отклонения поперечной статической устойчивости в неблагоприятных погодных условиях. Наиболее вероятно, из-за сбоя в системе управления. Что, в свою очередь, могло быть вызвано ошибочными действиями персонала во время ТО — к такому выводу пока склоняется ведущее расследование Бюро по предотвращению и расследованию несчастных случаев на воздушном и железнодорожном транспорте (Gabinete de Prevenção e Investigação de Acidentes com Aeronaves e de Acidentes Ferroviários, GPIAAF). К разбору обстоятельств подключился и сам бразильский производитель.

Этот лайнер был поставлен Air Astana в 2013 году. Он будет оставаться в Португалии (и не вернётся в Казахстан, соответственно) до выяснения причины инцидента и полного её устранения.

Траектория полёта Embraer 190LR авиакомпании Air Astana во время инцидента с потерей управляемости

Поднятый по тревоге истребитель F-16 во время инцидента с потерей управляемости Embraer 190LR авиакомпании Air Astana

Бизнес авиация

Embraer 190LR авиакомпании Air Astana

Снимок в аэропорту Бежа после инцидента

Снимок в аэропорту Бежа после инцидента с потерей управляемости

Самолёт до инцидента

Снимок от 22 декабря 2013 года в аэропорту Лондон Саусэнд: поставка самолёта от производителя из Сан-Паулу через Тенерифе, Лондон и Актюбинск

Ещё на эту тему

FlyArystan: какой лоукостер сможет создать Air Astana
Авиакомпания Air Astana (KC) сделала запрос к Airbus и Boeing о возможных параметрах поставки узкофюзеляжных самолётов для своего дочернего стартапа.

Проект FlyArystan — низкобюджетный перевозчик, который планируется запустить уже в первом квартал…

WDL Aviation избавляется от старых Слонят
WDL Aviation (WH) собирается обновить свой флот в течение 2019 года.

Читайте также:  Mitsubishi Aircraft меняет руководство

Для этого используемые сейчас BAe 146 (Jumbolino — «Слонёнок») будут списаны, а им на замену приобретены Embraer 190. Причём компания планирует купить пять самолётов на вторичном…

Air Astana стала вторым пользователем второго поколения Embraer
3 декабря в аэропорт имени Нурсултана Назарбаева (TSE) в Астане прибыл первый E-Jet второго поколения.

Air Astana (KC) начала принимать пять заказанных Embraer 190-E2, которые заменят самые старые из девяти эксплуатируемых сейчас самолётов той же …

Aerolíneas Argentinas наносит Embraer удар в спину
Aerolíneas Argentinas начнёт в 2018 году замену своих Embraer 190 на вдвое большие Boeing 737-800.
Лучше редко помногу, чем часто по половине
Марио Дель’Аква (Mario Dell’Acqua), президент авиакомпании, заявил 27 декабря 2017 года об окончательном р…

Air Astana запустила свой техцентр
Air Astana (KC) открыла собственный техцентр в своём базовом аэропорту имени Нурсултана Назарбаева (TSE).

С 29 декабря 2017 года авиакомпания сможет проводить C-check на Airbus A320/A320neo собственными силами. На начальном этапе будет проводиться…

Air Astana начинает полёты в Хошимин
Air Astana начинает полёты из Алма-Аты (ALA) во вьетнамский Хошимин (SGN) согласно ранее пересмотренным планам.

Изначально компания намеревалась выйти на линию 29 октября, однако сдвинула дату на декабрь.

В итоге, рейсы будут выполняться со 2 п…

Air Astana окрасится в Минводах
Air Astana (KC), национальный перевозчик Казахстана, заключила соглашение на окраску своего узкофюзеляжного флота с российской компанией ENGINEERING, частью S7 Group.

Контракт был подписан в начале ноября и рассчитан на шесть лет. Победитель выбир…